Вооруженные налеты с обыском с участием СОБРа и ОМОНа
26.08.2020
За период с 30 июля по 23 августа 2020 года, нам стало известно о 18 новых политически мотивированных уголовных делах. ⠀ 21-22 августа, власти Казахстана устроили вооруженные налеты с обыском с участием СОБРа и ОМОНа в местах проживания гражданских активистов из г.Алматы, как бывает при захвате террористов.
⠀ Незаконные обыски проводились на основании открытых уголовных дел по статье 405 часть 2 («поддержка» мирных оппозиционных движений «Коше Партиясы» и «ДВК»). ⠀ Обыски прошли у гражданских активистов:
Джаукерова Гульзипа
Джуманиязова Нинагуль
Аспандиярова Даметкан
Клышев Кайрат
Казиев Ермек
Рахимжанов Ноян
Бекназарова Ракиля
Жексебаев Асхат
Бегимбетов Абай ⠀ В отношении первых шести есть уголовные дела со статусом «свидетель с правом на защиту». Асхат Жексебаев и Абай Бегимбетов являются «подозреваемыми». ⠀ Были изъяты: электронная техника (ноутбуки, телефоны, компьютеры), носители информации, листовки «Коше Партиясы», банковские карты, футболка с личным потретом, распечатки законов, листы с политическими заключёнными. ⠀ Перед началом обыска, на вопрос Гульзипы Джаукеровой что подразумевается под «запрещённые предметы», следователь И.Литвиненко ответила: «листовки, флаги». Государственный флаг Казахстана входит в перечень запрещённых предметов наряду с огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами. ⠀ Незаконный обыск в доме Асхата Жексебаева был проведён, когда дома были только дети (несовершеннолетние). Сотрудники полиции путём обмана вынудили их открыть дверь. ⠀ Также два уголовных дела со статусом «свидетель с правом на защиту» были открыты в отношении Берика Ногаева и Аклимы Туксиковой из г.Актобе (детали выясняются). Нам сообщают, что проводится неизвестная экспертиза. ⠀ Формальным поводом для преследований в административном и уголовном порядках являются Асар (помощь в постройке дома для семьи убитого Дулата Агадила) и участие гражданских активистов 8 августа в Ас (поминках) — ритуальном, священном для казахов обычае. ⠀ В то же время, представители властей проводят поминки с собранием сотен людей, но без последующего преследования граждан.